Posted on Apr 6, 2014 in news

Федор Михайлович Достоевский

Дневник писателя. Сентябрь – ноябрь  1877  года

 

III.  ОДНО  СОВСЕМ ОСОБОЕ СЛОВЦО О СЛАВЯНАХ, КОТОРОЕ МНЕ ДАВНО ХОТЕЛОСЬ  СКАЗАТЬ.

Кстати,  скажу  одно особое словцо о славянах и о славянском вопросе. И

давно  мне хотелось сказать его. Теперь же именно заговорили вдруг у нас все

о  скорой  возможности  мира, то есть, стало быть, о скорой возможности хоть

сколько-нибудь  разрешить  и славянский вопрос. ….

Но,  однако, возможно и теперь – наверно знать две вещи:

1)  что  скоро  или  опять  не  скоро,  а все славянские племена Балканского

полуострова  непременно  в  конце  концов освободятся от ига турок и заживут

новою,  свободною  и,  может  быть,  независимою жизнью, и 2) … Вот это-то

второе,  что  наверно, вернейшим образом случится и сбудется, мне и хотелось

давно высказать.

Именно,  это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему,

самому  полному  и  непреодолимому,  -  не  будет у России, и никогда еще не

было,  таких  ненавистников,  завистников,  клеветников и даже явных врагов,

как  все  эти  славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа

согласится  признать  их  освобожденными!  И  пусть  не  возражают  мне,  не

оспаривают,  не  кричат  на  меня,  что  я преувеличиваю и что я ненавистник

славян!  Я,  напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому

что  знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому,

неблагодарному,  будто  бы, характеру славян, совсем нет, – у них характер в

этом  смысле  как у всех, – а именно потому, что такие вещи на свете иначе и

происходить  не  могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не

надо  требовать  с  славян  благодарности,  к  этому  нам надо приготовиться

вперед.  Начнут  же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно

с  того,  что  выпросят  себе  у  Европы,  у  Англии  и  Германии, например,

ручательство  и  покровительство  их  свободе, и хоть в концерте европейских

держав  будет  и  Россия,  но  они  именно в защиту от России это и сделают.

Начнут  они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят

себе   и  убедят  себя  в  том,  что  России  они  не  обязаны  ни  малейшею

благодарностью,  напротив,  что  от властолюбия России они едва спаслись при

заключении  мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа,

так  Россия,  отняв  их  у  турок,  проглотила бы их тотчас же, “имея в виду

расширение  границ  и основание великой Всеславянской империи на порабощении

славян  жадному,  хитрому  и  варварскому великорусскому племени”. Долго, о,

долго  еще  они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого,

святого,  неслыханного  в  мире  поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех

идей,  которыми  жив  человек  и  без  которых  человечество,  если эти идеи

перестанут  жить  в  нем,  -  коченеет,  калечится  и  умирает  в  язвах и в

бессилии.  Нынешнюю,  например,  всенародную  русскую  войну, всего русского

народа,   с  царем  во  главе,  подъятую  против  извергов  за  освобождение

несчастных  народностей,  -  эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как

вы  думаете?  Но  о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще

нужны  славянам,  мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как

устроятся,  -  признают  они  эту  войну за великий подвиг, предпринятый для

освобождения  их,  решите-ка  это?  Да  ни  за  что  на  свете  не признают!

Напротив,  выставят  как политическую, а потом и научную истину, что не будь

во  все  эти  сто  лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами

сумели  освободиться  от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая,

опять-таки  не  будь на свете России, не только бы не имела ничего против их

освобождения,  но  и  сама  освободила  бы  их.  Это  хитрое  учение наверно

существует  у  них  уже  и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у

них  в  научную  и  политическую  аксиому.  Мало  того, даже о турках станут

говорить  с  большим  уважением,  чем об России. Может быть, целое столетие,

или  еще  более,  они  будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться

властолюбия  России;  они будут заискивать перед европейскими государствами,

будут  клеветать  на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. О,

я  не  говорю  про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила,

значит  и  будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю

святость   дела  России  и  великой  идеи,  знамя  которой  поставит  она  в

человечестве.   Но  люди  эти,  особенно  вначале,  явятся  в  таком  жалком

меньшинстве,   что   будут   подвергаться   насмешкам,   ненависти   и  даже

политическому  гонению.  Особенно  приятно  будет  для  освобожденных славян

высказывать  и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные

к  самой  высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская,

мрачный  северный  колосс,  даже  не  чистой  славянской  крови,  гонитель и

ненавистник  европейской  цивилизации.  У  них,  конечно,  явятся,  с самого

начала,  конституционное  управление,  парламенты,  ответственные  министры,

ораторы,  речи.  Их  будет  это чрезвычайно утешать и восхищать………..

 

Весь этот   век,  может  быть,  придется  России  бороться  с  ограниченностью  и

упорством  славян,  с  их  дурными  привычками,  с  их несомненной и близкой

изменой   славянству  ради  европейских  форм  политического  и  социального

устройства,  на  которые  они  жадно накинутся. После разрешения Славянского

вопроса  России,  очевидно,  предстоит  окончательное  разрешение Восточного

вопроса.  Долго  еще  не  поймут  теперешние  славяне,  что  такое Восточный

вопрос!  Да  и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже

очень  долго.  Объяснять  им это беспрерывно, делом и великим примером будет

всегдашней  задачей  России  впредь.  Опять-таки  скажут:  для чего это всё,

наконец,  и  зачем  брать  России  на себя такую заботу? Для чего: для того,

чтоб  жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной

и  чистой  идеей,  воплотить  и  создать  в  конце  концов  великий и мощный

организм  братского  союза  племен,  создать  этот  организм не политическим

насилием,  не  мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом;

вознести  наконец  всех  малых  сих до себя и до понятия ими материнского ее

призвания  -  вот  цель  России, вот и выгоды ее, если хотите. Если нации не

будут   жить   высшими,  бескорыстными  идеями  и  высшими  целями  служения

человечеству,  а  только  будут служить одним своим “интересам”, то погибнут

эти  нации  несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут…..

 

Перепечатано с сокращениями из
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0500.shtml